Абрамцево
Наверное с полгода назад я наткнулся в сети на одну из знаменитых усадеб, которых в Подмосковье великое множество, и с тех пор у меня болталась открытой целая пачка соответствующих вкладок в браузере, как напоминание о том, где стоит побывать. А побывать мне стоило в усадьбе Абрамцево, которая на пути электрички в Сергиев Посад, за пару станций до.
Я не стал перед поездкой перечитывать открытые вкладки, чтобы обновить свои знания об истории усадьбы, доверился сделанному ранее выбору.
Добираться довольно легко, я ехал на электричке Ярославского направления на Сергиев Посад до одноименной станции Абрамцево. Убедитесь только, что электричка делает остановку на этой станции, она небольшая и некоторые проезжают её без остановки. От Москвы дорога занимает час с небольшим, от Мытищ на полчаса быстрее.
После выхода из электрички нужно идти в сторону хвоста состава, там сразу же попадаешь на дорожку, которая ведёт прямиком к усадьбе. Я шёл от головы состава, поэтому сделал небольшой крюк.
Дорожка сразу уходит в лес, который встречает чьей-то оригинальной шалостью. Поворачиваешься, а на тебя из чащи смотрят огромные глазища. Жутковато.
Чуть дальше по пути я понял, что это не единичное творение.
В самом начале дорожки соответствующий знак, так что путь следования очевиден. Как видно, до усадьбы всего около километра пути.
Вдоль дороги попадаются информационные стенды, на которых можно узнать историю усадьбы и прочитать о её знаменитых владельцах и гостях.
Первым известным владельцем был писатель Сергей Тимофеевич Аксаков, автор того самого Аленького цветочка.
Вдоль дорожки куча интересных штук. Вот, например, здоровенный кусок земли вывороченный вместе с корнем упавшего дерева.
А это второй владелец усадьбы, Савва Иванович Мамонтов. Уже в электричке домой я догадался, в честь кого названа Мамонтовская станция в Пушкино.
Кое-где дорожка проходит мимо домиков. Среди деревьев они выглядят особенно уютно.
Указатель подсказывает, что я на верном пути.
В одной части дорога довольно сильно спускается вниз, метров сто нужно пройти вниз по ступенькам.
Один из гостей на усадьбе, художник Васнецов.
После спуска вдоль дороги сплошное болото. Выглядит весьма живописно.
А это Елизавета Григорьевна, супруга Саввы Мамонтова. Она тоже довольно много сделала для этих мест, построила школу, больницу, помогала местным крестьянским хозяйствам.
Ближе к усадьбе мост через реку Воря. И дурацкая опечатка на стенде: разное расстояние до станции в русской и английской версиях.
Елена Поленова, сестра знаменитого художника, сама не менее знаменитая особа.
Пожелтевшее дерево, выделяющееся на общем фоне, издалека показалось мне куполом деревянного собора — забавно.
Художник Валентин Серов. Дальше будет о его знаменитой Девочке с персиками.
Михаил Васильевич Нестеров.
Вывеска у площадки перед усадьбой сообщает о творческой атмосфере и истории местного края. Хотьково — город художников.
И, похоже, скульпторов.
А это, пожалуй, самая необычная и красивая музейная табличка из виденных мной. Сдаётся, мне что стиль оформления навеян керамическими творениями ещё одного знаменитого гостя усадьбы Михаила Врубеля.
Внутри, по центру парка, главное здание усадьбы, которому уже третья сотня лет. Интересно, что оно сохранилось в оригинале, его, к счастью, ни разу не тронул ни пожар, ни какие другие беды.
Я купил билеты на вход в парк и на экскурсию по главному зданию. А ещё можно купить билеты для доступа в другие строения внутри парка. Я оставил это как задел для второго посещения этого места.
До начала экскурсии у меня было около полутора часов, которые я решил потратить на исследование парка.
Вдоль дорожек множество кормушек для птиц. Вот одна из таких.
Верхний (Поленовский) пруд парка. Утки, очевидно привыкшие к тому, что гости их подкармливают, рванули ко мне ко мне со всех сторон, и даже вылезли из воды подойдя совсем близко.
Киоски, подёрнутые мхом, закрыты видимо по причине подходящего к концу сезона.
Церковь Спаса Нерукотворного. У его стен обрели покой последние владельцы усадьбы, чета Мамонтовых.
Чуть поодаль избушка на курьих ножках, сделанная по эскизам Васнецова, большого любителя русских сказок.
Отсюда через осыпавшиеся деревья уже видна река Воря. Аксаков — большой любитель охоты и рыбалки, выбрал усадьбу во многом из-за близости к этой реке, которая в те времена была богата рыбой, а вокруг были огромные просторы для охоты. Сейчас река, как говорят, уже не та.
Спускаюсь к воде. Неудивительно, что художники так любили эти места. Противоположный берег выглядит именно что живописно.
По пути назад моё внимание привлекает разлапистый корень у самой дорожки.
Ближе к центру парка натыкаюсь на фундамент, оставшийся от оранжереи, которую около сотни лет назад разбивали владельцы усадьбы.
Каменные бабы и фото Саввы Мамонтова рядом с ними.
А это здоровенный дуб-долгожитель, современник усадьбы.
Понимаю, что порядком проголодался и, чтобы восстановить силы перед экскурсией, бегу в местный ресторанчик. Он на площадке перед входом в парк. Тут же на площадке небольшая ярмарка местных поделий. Куча всего интересного, от фарфоровых игрушек до всяких кованных штук. Обязательно стоит заглянуть, чтобы купить что-нибудь на память.
Не знаю почему так, но подобные прогулки располагают исключительно к русской кухне, поэтому я выбираю солянку.
Наскоро поев, бегу на начавшуюся уже экскурсию по главному зданию усадьбы.
Одна из первых комнат по пути — рабочий кабинет Аксакова, с окрашенными в зелёный стенами. Цвет помогал нехорошо видящему уже Аксакову расслаблять глаза. В последние годы он уже не мог писать сам, и прикрываясь от солнечного света козырьком (слева на столе), диктовал свои произведения кому-то из домашних, сидя вместе за рабочим столом.
Род Аксаковых один из старинных в России. И, как должно, обладал семейным гербом.
А это чета Аксаковых и их младшая дочь, которой писатель посвящает свой Аленький цветочек.
Ещё в кабинете Аксакова я обращаю внимание на портрет Гоголя, стоящий на рабочем столе. В следующей комнате его портрет висит на почётном месте между окон. Оказывается, Аксаков не просто дружил, а буквально восхищался Гоголем, который был частым гостем в Абрамцево.
Сохранившийся чайные атрибуты тех лет и несколько фарфоровых фигурок.
В этой комнате любили собираться гости, и тут они обсуждали идеи славянофильства. Сыновья Аксакова были одними из знаменитых деятелей этого движения.
Книги Аксакова, в основе которых рассказ о его семье.
Печь, украшенная самим Врубелем. В доме таких несколько.
Поднимаемся на мезонин, тут в комнате останавливался Гоголь в свои приезды в Абрамцево. По слухам эти стены слышали его чтение второй части Мёртвых душ, которую он сжег незадолго до собственной смерти. В центре картина об этом событии.
А это редкая гравюра на которой невозможно узнать Гоголя, тут оно ещё молодой и совершенно непохожий на того, чей облик мы знаем с уроков литературы в школе.
Ревизор с подписью автора.
Дорожный сундук Гоголя.
А это одна из его рукописей. Обратите внимание на эталонную каллиграфию.
Первые тиражи книг.
Мамонтовы после покупки усадьбы сохранили уют и убранство, сделанное Аксаковыми, но конечно добавили и своего. Это какие-то штуки в рабочем кабинете Саввы Мамонтова.
Фото его родителей, Ивана Федоровича и Марии Тихоновны. Под управлением Ивана Фёдоровича была построена железная дорога от Сергиева Посада до Москвы и потом до Ярославля и Костромы. Все свои дела он передал младшему сыну Савве.
Рабочий стол Мамонтова.
Часы и подсвечники в кабинете.
Внутренний коридор показал, что комнаты отапливались отдельно. Причём в мезонине также.
Ещё одно интересное творение в комнате, где собирались дети, сделанное по эскизам Васнецова. Вверху белка, что орехи всё грызёт, ниже цветочек аленький, ещё ниже две совы (от Саввы), а в целом это образ того самого Щелкунчика из сказки.
Ещё одна печь, оформленная Врубелем, с детской лежанкой, за которую по слухам часто среди детей шла борьба.
А это схема усадьбы и эскизы Васнецова, по которым сделаны некоторые строения.
В окне виден ещё один из резных домиков неподалёку от главного здания.
А это комната, где собирались художники. Абрамцево называют филиалом Третьяковки, многие шедевры которой были написаны в этих местах. Тут тоже большое количество оригинальных работ.
Васнецов.
Поленов.
И снова Васнецов. Большая картина — и это тот самый берег, на котором художник позже напишет свою знаменитую Алёнушку.
Комната Елизаветы Григорьевны Мамонтовой.
Большая зала.
Стол со скатертью, которая лежала в основе традиции семьи. Гости писали мелком свои имена и фамилии, а женская часть семьи позже вышивала по ним.
Портреты четы Мамонтовых и картина Неврева Василиса Меленьтьева и Иван Грозный. Как можно увидеть, супруги стали образами героев картины, особенно это заметно по чертам Василисы.
Портрет дочери Саввы Мамонтова, той самой девочки с персиками.
Столовая.
И конечно репродукция знаменитой Девочки с персиками, которую сделали специально для усадьбы. Оригинал стал символом Третьяковской галереи и хранится там же.
Если вглядеться, можно увидеть элементы с картины: тарелка на стене, солдат в углу, подсвечник, стулья у окна. Вера Мамонтова сидела на этом краю стола, когда её писал Серов. По слухам, он писал картину около двух месяцев, девочка должна была позировать около двух-трёх часов каждый день. Для непоседы, которой слыла Вера — это было целое испытание.
Сервиз в смежной со столовой комнатке.
Схема усадьбы в большой зале.
Эта комната служила театральной сценой, для выступлений оформлялись специальные афиши. Говорят, что тут бывал сам Станиславский.
Занавес сохранили до сих пор. Можно представить как эта комната превращалась в театральный зал со сценой.
Экскурсия закончилась, и я по пути домой успел запечатлеть ещё строения в парке.
Скамья Врубеля, на склоне, с видами на реку.
На пути к станции вот-вот должно было начать смеркаться, и приятным удивлением стало включение фонарей вдоль дорожки к станции.
На станции я прыгнул на первую подошедшую электричку и рванул домой.
Абрамцево — определённо отличный вариант для поездки на выходной день.