Центральный музей военно-воздушных сил
В одни из июньских выходных я побывал в центральном музее ВВС, что находится неподалёку от Москвы, в посёлке Монино. Это была моя вторая поездка туда, в этот раз был в компании друга и его семьи.
Добирались до музея на авто. По ощущениям это занимает чуть меньше времени, чем поездка на электричке от Ярославского вокзала. Выезд из города по шоссе Энтузиастов и далее по Горьковскому шоссе до разворота у Лосей за посёлком Старая Купавна, несколько сотен метров назад, в сторону Москвы, и поворот направо по соответствующему указателю. Сам музей меньше, чем в километре от этого поворота.
В прошлом году, я приехал на электричке до одноименной станции, это занимает около полутора часов от Ярославского вокзала. И дальше до музея наверное с пару километров пешком.
В посёлке, для которой раньше академия ВВС, располагавшаяся тут же, была градообразующим предприятием, сейчас сложно не заметить разруху.
На фото бывшее общежитие курсантов.
Почти сразу в глаза бросается самолётная тематика.
Легко убедиться, что идёшь верной дорогой.
Финальная часть пути проходит через живописную чащу.
И вот сам музей. Сразу очевидна военная аскетичность.
Полный билет стоит 600 рублей. Можно купить по отдельности: в закрытый ангар с самолётами Великой Отечественной и на открытую площадку, точнее здоровенное пространство, где размещено несколько десятков самолётов разных эпох. А ещё есть отдельные экскурсии на 4 экспоната на открытой площадке: Ил-76, Як-42, вертолёт В-12 (он же не случившийся Ми-12), а четвертый экспонат я не узнал. Такая экскурсия стоит ещё 500 рублей. Я и в первый и во второй раз приобрёл полный набор.
В ожидании экскурсии можно заглянуть в закрытый зал, где размещены первые аппараты.
А это знаменитый И-16 («Ишачок») зарекомендовавший себя в Испании и Халхин-Голе. Ну и в начале Великой Отечественной войны он успел потрепать фрицев. Справа от самолёта бюст Чкалова.
А это уже в ангаре с самолётами Великой Отечественной войны.
Ночной бомбардировщик По-2
Знаменитый Илюшин, штурмовик Ил-2.
Як-9, на мотором сражались французы из национальной эскадрильи Нормандия-Неман.
А это вроде бы ставшая знаменитой Аэрокобра, на такой летал трижды герой Советского Союза Покрышкин.
Время начала экскурсии подошло, и я пошёл не открытую площадку.
И вот первый экземпляр, Ту-4.
А это знаменитое творение Миля, В-12, не ставший Ми-12, поскольку так и не был запущен в массовое производство. Но это не помешало поставить на вертолёте кучу мировых рекордов. По слухам, на выставке во Франции, где этот вертолёт был представлен мировой публике, сын Игоря Сикорского снял перед ним шляпу со словами, что лучше этого вертолёта уже никто не сделает. Во вторую поездку мы выбрали экскурсию на него. Масштаб внутри конечно впечатляет, этакий Ил-76 на винтовой тяге.
Ещё один дальний бомбардировщик.
И современные истребители и перехватчики, Су-27.
Дальний бомбардировщик, сделанный на базе пассажирского самолёта.
Штурмовик Су-25 и знаменитый сверхзвуковой Ту-144. Под Ту-144 можно заметить тестовый самолёт, который был сделан для тестирования технологий, которые впоследствии использовали на Ту-144.
А это Ан-22 «Антей».
Близкая мне по воинской специальности пусковая установка комплекса С-300.
Общий план на площадку.
Ил-76 и внутри него. В нём я побывал при первой поездке в Монино.
Экспериментальный высотный самолёт, на котором было установлено множество рекордов высоты.
Транспортники: Ан-12 и Ан-24. Второй стал первым перевозившим меня самолётом в жизни.
Ту-95.
Вертолёты.
Первые сверхзвуковые истребители.
Экспериментальные самолёты.
Авиация морского базирования.
Фронтовой бомбардировщик Як-28.
Боевые вертолёты.
И не только...
Учебный Як-130
Монструозный ударно-разведывательный Су-100 и его вооружение.
Ещё один из этой серии.
А это в ангаре с историческими и экспериментальными самолётами и не только.
На таком красавец Чкалов спасал челюскинцев.
А это Илья Муромец с трудом помещающийся в кадре.
И ещё модель тех времён.
Среди самолётов важно расхаживают полчища галок.
Возвращаюсь в ангар с самолётами времён Великой Отечественной войны.
Пикирующий бомбардировщик Пе-2.
И транспортник, обеспечивающий перевозку командного состава и необходимого для партизанских отрядов.
На фото лишь небольшая часть представленного в музее. Рекомендую побывать в музее хоть раз и тем, кто интересуется авиацией, и тем, кто думает, что к ней равнодушен. Удивился большому количеству девушек в музее, которые с неподдельным интересом рассматривали самолёты и расспрашивали гидов. В общем, как занятие на тёплый выходной день музей ВВС в Монино — самое оно.