В начале августа, понимая что у меня отвалились потенциальные планы на предстоящие выходные, а на Москву надвигается жара, я совершенным экспромтом оформляю отпуск и уже следующим утром сажусь на самолёт в Бишкек.
Рядом в какой-то степени закономерно стоит борт Чингиз Айтматов.
Устраиваю своим приездом совершенный сюрприз родителям, которые не узнают меня по голосу в домофоне, и не сразу впускают.
Вечером встречаюсь с другом, который патриотичнее всех остальных в нашей компании остаётся жить в Бишкеке. На фото я не прищуриваюсь, это лезет второй в жизни ячмень.
Помимо эмоций встреча с другом — это ещё всегда хмельно и вкусно.
Не помешала встрече даже съеденная банкоматом карточка. Кстати, с Миром в Киргизии работать банки РСК и Компаньон. Дьютифри в аэропорту оснащен пос-терминалами второго из банков, поэтому местные сувениры и алкоголь можно купить уже там перед самым вылетом.
Спустя пару дней иду забирать свою карту в одно из отделений. По пути есть возможность рассмотреть что представляет собой мой родной Бишкек.
В глаза бросается любовь к «крутым» автомобильным номерам. Вот один из примеров. А вообще за время отпуска я нащёлкал столько номеров, что позже сделаю отдельную заметку об этом.
Безвкусица и отсутствие хоть какого-то регулирования превратили некогда приятный город в аляпистое вырвиглазное нечто.
Хотя в каких-то вещах город совершенно в тренде. Вот, например, прокатные самокаты. Хотя я не могу представить, как можно катать на них при текущем уровне необходимой инфраструктуры, велодорожки вроде и есть, но в масштабах города их очень немного, а тротуары не представляют собой единой сети, прерываюсь в отдельных местах в лучшем случае ступенями, а в худшем незаасфальтрованными участками.
Вдоль южной магистрали, которая раньше была границей города, встречаются заведения с интересными названиями. Вот, например, приглашение в ад. А вообще нейминг в Киргизии заслуживает отдельного рассказа.
Южная магистраль не просто так была границей города, зона южнее и до самых гор это Иссык-Атинский тектонический разлом. В советское время на его месте строительство разрешалось только в особых случаях и с высотностью не более двух этажей. А сейчас всё это пространство застроено высотками. Представляя уровень «профессионализма» и «технологичности» киргизских строителей, страшно представлять, что тут может произойти при сильном землетрясении.
Забираю свою карту.
И по рекомендации друга иду за вкусным ашлямфу или ашлянфу, кто как его называет. Это острое дунганское блюдо из холодного бульона и крахмальной лапши с добавлением зелени. По легенде отлично спасает от похмелья. Делает его дедуля-кореец, и продает тут же у себя во дворе. По легенде лучший алшлямфу делают в Караколе, это бывший Пржевальск, город на восточном берегу киргизского моря, озера Иссык-Куль.
На следующий день еду по делам в центр города, а на обратном пути решаюсь пройти пешком, чтобы посмотреть, что нового в центре.
Что не может не бросаться в глаза, это напрочь высушенная зелень. Жара в городе и разрушенная система орошения, по местному арыки, убивают всю зелень уже в июне, и большую часть лета она выглядит мягко говоря уныло.
Вдоль большинства улиц хаотичная парковка. Хотя мне попались намётки наведения порядка, но как я узнал позже, система парковок или ещё не работает или уже не работает. Поэтому все обочины продолжают быть заставлены машинами, и центр города — не исключение.
Тротуары во многих местах замощены ещё советской плиткой или первыми пробами постсоветской брусчатки.
В городе страшная жара. Спасаюсь местным творением — напитком Максым от компании Шоро. Это их первый продукт, сделанный якобы по национальным рецептам, с большой натяжкой могу сказать, что это аналог русского кваса. Помимо того, что это просто вкусно, он ещё и отлично утоляет жажду.
К удивлению обнаруживаю, что в ЦУМе открылся местный авторизованный ресселер Эпла.
Не знаю, насколько это соответствует правилам, но внутри помимо девайсов Эпла продаётся куча иных. Вот, например, местные цены на Яндекс станции.
Рядом с ЦУМом такие же как и везде выжженные солнцем газоны.
Подземный переход у ЦУМа остаётся рынком канцелярии и прочих мелочей.
Из интересного: нынешний президент взялся за наведение порядка в городе. Сейчас это выражается в сносе входных групп у магазинов на первых этажах зданий по центральным улицам. В процессе это выглядит максимально неприглядно.
Тут некогда продавали самую вкусную по версии одного из моих друзей шаверму.
Старики привычно заправляют на стихийной продаже старых книг. Иного способа выживать на местные пенсии не остаётся.
Перед домом на перекрёстке Киевской-Советской (увы, не знаю нынешних названий этих улиц) снесли магазины. Хочется верить, что после наведения порядка тут станет хоть насколько-нибудь приятнее, а пока так.
Фасады зданий вдоль центральных улиц выглядят максимально уныло и серо.
Но стоит немного подкрасить фасад, и вид совершенно преображается. Вот пока единственный дом на пересечении Советской и Боконбаева подтверждающий это.
А вот демонстрация того, как могут выглядеть городские газоны, если их немного поливать.
Вот ещё пример местной «красоты». Хотя, если привести в нормальное состояние этот старенький домик и причесать вывески в единый стиль, то будет любо-дорого смотреть.
И ещё пример «дизайна» городской среды.
На Московской-Советской или, как принято у местных, на Моссовете, также снесли входные группы, но это по-прежнему территория обменок валюты. Тут максимально выгодный курс и самая большая концентрация обменных пунктов в городе.
А это железнодорожный вокзал, на котором не изменилось примерно ничего с момента, когда в 2002 году я уезжал из Бишкека.
По пути от вокзала натыкаюсь на уникальное решение, постамент для внешнего блока сплит-системы.
А это тот самый один из арыков, и он даже с водой. В городе легко выявить места, где в арыках бывает вода, обычно это выделяющиеся на общем фоне зелёные оазисы.
В Бишкеке, как и в Москве, стало много китайских машин. Сюда их везут и в частном порядке, и официально. Вот один из автосалонов.
Я не мог пройти мимо домика учительницы русского и литературы, которая преподавала нам в старших классах. Зайти я не решился, но был рад увидеть, что судя по признакам, она жива.
Ирина Сергеевна, я никогда всерьез не обижался на ваше «суровое» отношение ко мне. Вы крутой учитель, и я благодарен вам за свои знания родного мне языка и любовь к нему.
А это исключительно киргизское явление, когда начатый ремонт дороги в какой-то момент времени и в произвольной точке вдруг заканчивают. На фото граница обновленного асфальта и его предшественника в районе завода Физприборов.
А это улица Кремлевская, ныне Абая. Некогда была тихой улочкой, а сейчас со всех сторон её окружают высоченные здания.
Ну и конечно я не мог не запечатлеть стены родной 61-ой школы. Правда уже несколько лет как её спрятали за высоким забором.
А это уже река Ала-Арча: слева школьный забор, а справа дома, в одном из которых прошло моё детство.
Если говорить о городе, то я вряд ли буду рекомендовать его к посещению. Сейчас Бишкек не представляет ничего, что оправдает стоимость полёта сюда. Приезжать можно разве что за ностальгией тем, кто тут родился и вырос, и за встречами с родными, которые остаются тут.